Информационный сайт для Бухгалтера Новости Статьи Файлы - Что надо знать руководителю о бухгалтерии










Уважаемый гость, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите под своим логином и паролем.

Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше
Скачать Adobe Flash Player

Бухгалтер Практик: Как быстро и эффективно освоить бухгалтерский учет в программах 1С: Бухгалтерия и MS Excel всего за 12 часов, просто и доступно

Что надо знать руководителю о бухгалтерском учете









spacer.gifspacer.gif
spacer.gif

Бухгалтерскому
и налоговому учету стоит уделять достаточно внимания, в противном
случае, уделять внимание к организации будут контролирующие органы.


spacer.gif
spacer.gifspacer.gif
spacer.gifspacer.gif
spacer.gifspacer.gif

Зачем нужен бухгалтерский учет?

Все организации, за исключением тех, кто применяет УСН, обязаны
вести бухучет. Это закреплено в Законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О
бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). За нарушение Закона №
129-ФЗ предусмотрена административная ответственность для должностных
лиц организации (директора или главбуха) в виде штрафа в размере от двух
до трех тысяч рублей.

В реальности данный аргумент действует не всегда и часто в
маленьких компаниях отсутствует и бухгалтер и бухучет. Но нужно
понимать, что бухучет – это не только проводки, то есть запись «дебет» —
«кредит», это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения
информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах
организации. Эта система способна регистрировать все происходящее на
предприятии. И давать ответы на такие вопросы как: приносит ли бизнес
прибыль, надо ли открывать новую производственную линию, достаточны ли
объемы продаж и др.

Бухгалтерский учет ведется на основании первичных учетных
документов, которыми оформляются все хозяйственные операции, проводимые
организацией. Такие документы принимаются к учету, если они составлены
по типовой форме (утвержденной Росстатом) или по форме, разработанной
организацией самостоятельно и утвержденной учетной политикой, с
указанием обязательных реквизитов. Первичный документ составляется в
момент совершения операции, а если это невозможно — непосредственно
после ее окончания.

Одна из основных задач при создании бухучета в организации – это
обеспечить своевременное и качественное оформление первичных учетных
документов, передачу их в установленные сроки для отражения в
бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.
Эти обязанности должны быть возложены на лиц, составляющих и
подписывающих эти документы.

Отсутствие первичных документов – это также грубое нарушение
Закона № 129-ФЗ. За это предусмотрено наказание, аналогичное тому,
которое наступает за неведение бухучета. Более того, если первичных
документов нет, то организация не сможет подтвердить свои расходы для
целей налогообложения. А это приведет к доначислению налога на прибыль и
отказ в вычетах по НДС. То есть, в конечном итоге, фирме придется
заплатить налогов больше, чем при нормальной организации системы учета.

Кто должен вести бухучет?

Закон № 129-ФЗ дает руководителю право вести бухучет лично;
учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главбухом; ввести в штат
должность бухгалтера; передать ведение бухучета сторонней
специализированной организации. Безусловно, решение этого вопроса
зависит от размера компании и объема работы.

Но в каждом случае существует ряд нюансов. Например, если
директор решил вести бухучет лично, это должно найти отражение в учетной
политике. Также нужно издать приказ о возложении на себя обязанностей
главбуха. И более того, при таком варианте в штатном расписании
должности главбуха быть не должно. Эти разъяснения дал Роструд в письме
от 28.12.2006 № 2263-6-1.

Если же в штатном расписании есть должность главного бухгалтера,
то нести ответственность за ведение бухгалтерского учета будет принятый
на работу главбух. Кроме того, все денежные и расчетные документы, а
также финансовые и кредитные обязательства организации будут
недействительны без его подписи и не должны приниматься к исполнению (п.
3 ст. 7 Закона № 129-ФЗ). Наличие данного требования в законодательстве
может вызвать следующий вопрос: нужна ли подпись главбуха на кредитном
договоре, на векселях, на договоре поручительства и т.п.? Нет, ни на
вексельные, ни на кредитные обязательства данное требование не
распространяется. Ведь действовать от имени организации без доверенности
имеет право только руководитель. И раз законодатель не наделил главбуха
подобными полномочиями, а ГК РФ подпись главбуха не называет в качестве
обязательного реквизита подобных договоров, значит, они будут
действительны без его визы.

В случае принятия решения о создании бухгалтерской службы,
возглавляемой главным бухгалтером, руководителю необходимо помнить, что
главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее
руководителем организации, подчиняется только непосредственно директору.
И именно главбух несет ответственность за формирование учетной
политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление
полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению
хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых
документов и сведений обязательны для всех работников организации.

В случае разногласий между руководителем организации и главным
бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций, документы
по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения
руководителя организации. При этом ответственность за последствия
полностью будет нести руководитель.

Что должен знать директор?

Даже если руководитель не ведет бухучет лично, и в штате компании
есть главный бухгалтер, от обязанности утверждать некоторые документы,
имеющие непосредственное отношение к бухучету, директора никто не
освободит. Итак, согласно Закону № 129-ФЗ руководитель своим приказом
утверждает учетную политику организации для целей как бухгалтерского,
так и налогового учета. А именно: рабочий план счетов, формы первичных
учетных документов, порядок проведения инвентаризации, правила
документооборота и др. (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Обратите внимание, что, начиная с учетной политики на 2009 год,
организация должна была утвердить все используемые ею формы первичных
документов, а не только те, по которым нет типовых.

Утверждение документов из вышеуказанного перечня необходимо для
того, чтобы была четко организована система не только бухгалтерского, но
и налогового учета, то есть совокупности данных, на основе все тех же
первичных учетных документов, которая позволяет определять налоговую
базу по конкретному налогу. Чем же налоговый учет отличается от
бухгалтерского?

В первую очередь тем, что он позволяет контролировать
правильность исчисления, полноту и своевременную уплату всех
обязательных платежей. Суммы доходов и расходов, которые учитываются при
расчете налога на прибыль формируются согласно порядку, установленному
НК РФ. И вот здесь возникает ситуация, когда данные этих двух видов
учета могут отличаться друг от друга. Объяснений этому может быть
несколько. Например, ряд расходов в бухгалтерском учете отражается сразу
и в полной сумме, а в налоговом — только определенный процент от суммы
расходов. Самые распространенные нормируемые расходы: рекламные,
представительские, проценты по долговым обязательствам и др.

Руководитель должен понимать, что такие «чудеса» прежде всего
связаны с различным нормативным регулированием тех или иных вопросов,
различными периодами признания доходов и расходов для целей
бухгалтерского учета и налогообложения. Еще один пример — продажа
объектов недвижимости. Согласно гражданскому и бухгалтерскому
законодательству прода-вец не отражает в учете реализацию до тех пор,
пока право собственности не будет зарегистрировано новым собственником. А
с точки зрения налогообложения, продавец должен сформировать базу по
налогу на прибыль и начислить НДС сразу после подписания акта
приемки-передачи имущества.

Как контролировать свою бухгалтерию?

Еще один вопрос, который неразрывно связан с организацией
бухучета – это сдача бухгалтерской отчетности. Ведь организации
представляют в налоговые органы не только декларации, но и баланс, отчет
о прибылях и убытках и т.п. Более того, учетную политику нужно также
ежегодно представлять в налоговые органы.

Безусловно, при наличии в штате бухгалтера руководителю нет нужды
лично разбираться со сроками сдачи отчетности и уплаты налогов, но
бухгалтерия, как любой участок организации, требует тщательного
контроля. Минимальный объем информации, которой должен располагать
руководитель, включает в себя:


  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет о движении денежных средств — сколько было, поступило, потратили, выплаты заработной платы и подотчетных сумм;
  • платежный календарь — за что, когда, кому и сколько заплатить;
  • сроки и суммы уплаты налогов;
  • график погашения дебиторской и кредиторской задолженности.

Данные отчеты сдаются в соответствии с установленным руководителем
графиком. Больший объем информации зависит от организационной структуры
предприятия.

Ольга Антошина,
к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Всероссийской государственной налоговой академии Минфина РФ


» Поиск



Устраивает ли Вас уровень Вашей заработной платы?
Всего ответов: 63




ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВ 2013




Бухгалтер Практик: Как быстро и эффективно освоить бухгалтерский учет в программах 1С: Бухгалтерия и MS Excel всего за 12 часов, просто и доступно
Наши группы:


в контакте


Copyright MyCorp © 2014
Создать сайт бесплатно